МКОУ "Кегультинская СОШ имени М.А.Сельгикова"

Версия для слабовидящих

Заседание малого педагогического совета "Адаптация учащихся 5 класса к условиям обучения в среднем звене школы"

24 декабря 2013 г.
Перевод из младшей школы в среднюю - переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход  к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверсниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение,во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя.ПРОТОКОЛ № 3

заседания малого педагогического совета от15.11.2013года


Повестка дня

1.Психолого – педагогическая характеристика учащихся 5 класса. Психологические особенности младшего подростка.

Классный руководитель: Королёва Н.Г.

2.Взаимодействие классного руководителя и учителей предметников

Памятка педагогам, работающим в 4-5 классах. Изучение уровня адаптации выпускников начальной школы. Классный руководитель 4 класса: Санджиева О.В.
3.Преемственность в обучении учащихся начального и основного звена. Руководитель МО начальных классов: Малахова В.П.

4.Справка по итогам административного контроля по теме «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального образования – на основную». Заместитель директора по УВР: Алхутова С.П.
.

Тема: «Адаптация учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене школы».


Присутствовали: учителя школы, работающие в 5 классе, учитель начальной школы Санджиева О.В., руководитель МО начальных классов Малахова В.П.


Цель: учёт индивидуальных особенностей и личностных качеств учащихся в адаптации школьников к условиям обучения в среднем звене, сформированность ЗУН, условия нормализации учебной нагрузки учащихся.


Форма проведения: круглый стол.



Для организации классно-обобщающего контроля была проведена следующая работа:

1. Посещение уроков русского языка, литературы, математики, истории, иностранного языка, природоведения, калмыцкого языка

2. Проведение и анализ административной контрольной работы по русскому языку в форме диктанта с грамматическим заданием, административной контрольной работы по математике, проверка техники чтения.

3. Проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.

4. Проверка дневников.

5. Хронометраж домашнего задания.

6. Анкетирование учащихся на выявление дезадаптации.


Уроки посещались зам. директора по УВР Алхутовой С.П.

1. Преподавание природоведения в 5 классе ведется по программе Министерства образования РФ для общеобразовательных учреждений по учебнику А.А.Плешакова «Природоведение». Посещение уроков в 5 «б» классе показало, что учитель Королева Н.Г. знает психолого-физиологические особенности учащихся данного возраста, хорошо владеет методикой построения урока, этапы урока чётко прослеживаются, учитель включает задания развивающего характера, применяет на уроках различные формы и методы обучения. Для нормализации учебной нагрузки Наталья Геннадьевна практикует разноуровневое тестирование, работу в парах, групповые формы работы, использует дифференцированные домашние задания, учитывая индивидуальные особенности и личностные качества учащихся. Все учащиеся активны, организованны. Учитель владеет детским коллективом. Следует отметить доброжелательность учителя по отношению к детям, корректность в замечаниях и исправлении ошибок.

^ 1. Преподавание русского языка в 5 классе ведется по программе Министерства образования РФ для общеобразовательных учреждений по учебнику Баранова, Ладыженской «Русский язык». Посещение уроков в 5 классе показало, что учитель Очирова Э.Б. владеет методикой построения урока. Следует отметить доброжелательность учителя по отношению к детям. Найден контакт с детьми. Учитель владеет детским коллективом. На уроке учащиеся активны. Необходимо ставить перед учащимися цель и задачи урока, четко продумывать и планировать этапы урока, включать задания творческого, развивающего характера, применять на уроках различные активные формы и методы обучения, компьютерное сопровождение уроков. Развивать устную и письменную речь учащихся. Отрабатывать навык выразительной речи. Использовать дифференцированные домашние задания, учитывая индивидуальные особенности и личностные качества учащихся.

^ Анализ административной контрольной работы но русскому языку Цель проверки: определение уровня знаний учащихся по русскому языку за курс начальной школы после повторения.


Класс

Количе­ство уча­щихся по списку

Количество

писавших работу

Количество учащихся, получивших оценки

% успеваемости

% качества

«5»

«4»

«3»

«2»

5

8

8

нет

3

5

нет

100

38

Наиболее типичные ошибки:

1.Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением – 56%;

2. Правописание безударной гласной в корне слова, непроверяемой ударением – 50%

3.Фонетический разбор слова – 24%.


^ 2.Техника чтения

Цели проверки:

1. Проверить правильность, беглость, осознанность и выразительность чтения учащимися художественных произведений.

2. Провести диагностику техники чтения учащимися на начало учебного года.

В ходе проверки установлено:

Класс

Количе­ство уча­щихся по списку

Количество присутствующих

Количество учащихся,

прочитавших

% успеваемости

% качества

Выше

норм

Норма

Ниже

норм

Слого

вое

5

8

8

3

3

2

-

100

75

Типичные ошибки: замена слогов, неправильная постановка ударения, искажение слов.

^ 3. Преподавание математики. Математика в 5 классе преподается по программе для общеобразовательных школ по учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика» для 5-х классов.

Посещенные уроки показали, что учитель математики Менкенова Н.З. (первой квалификационной категории), владеет методикой ведения урока, владеет коллективом, знает возрастные особенности пятиклассников. Она формирует необходимые ЗУН, используя для этого разнообразные формы и методы обучения. Надеждой Зулаевной созданы и успешно используются на уроках разноуровневые тестовые задания. Такой подбор раздаточного материала способствует нормализации учебной нагрузки учащихся, созданию ситуации успеха у всех школьников, развивает навыки контроля и самоконтроля, творческую активность пятиклассников, что способствует успешной адаптации учеников к условиям обучения в среднем звене школы. Учащиеся на уроке организованны, активны.

^ Анализ административной контрольной работы но математике на повторение

Цель проверки: определение уровня знаний учащихся по математике за курс начальной школы после повторения.


Класс


Количе­ство уча­щихся по списку


Количество писавших работу


Количество учащихся, получивших оценки


% успеваемости


% качества


«5»


«4»


«3»


«2»


5


8


8


нет


3


5


нет


100


38


Типичные ошибки:

1. Решение задач, условия которых выражены в косвенной форме – 50%;

2. Нахождение неизвестных компонентов действий – 33%;

3. Деление натуральных чисел, где в частном есть 0 - 33%;

4. Сравнение именованных чисел – 20%.

^ 4. Преподавание иностранного языка. В 5 классе преподавание английского языка ведется по федеральной примерной программе по иностранным языкам по учебнику Биболетова. Учитель Хулхачиева С.А. на уроках проводит работу, направленную на развитие устной речи учащихся, навыков письма, аудирования. Для исключения перегрузки учащихся использует дифференцированные домашние задания. Светлана Андреевна знает возрастные особенности учащихся 5 класса, целенаправленно ведёт работу по их успешной адаптации к условиям обучения в среднем звене школы, однако разнообразие форм и методов работы на уроке, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на всех этапах урока, рациональные приёмы повторения изученного материала сделает эту работу более эффективной.

5.Преподавание калмыцкого языка. Учитель Эренценова Г.В. тщательно продумывает все этапы урока. Четко прослеживается тема урока, подводится итог каждого этапа. Требует полных ответов от учащихся, знание правил, развивает умение применять их на практике. Развивает устную и письменную речь учащихся. Речь учителя выразительна. Контакт с учащимися найден. Отношения с учащимися доброжелательные.


^ 6. Проверка рабочих тетрадей

В период классно-обобщающего контроля были проверены рабочие тетради учащихся 5 класса по математике, русскому языку.

Цель: соблюдение единого орфографического режима, работа учителя и ученика с тетрадью, объем домашних заданий.

^ Тетради но русскому языку.

Тетради по русскому языку проверялись заместителем директора по УВР Алхутовой С.П. Все учащиеся имеют по две рабочие тетради, которые подписаны в соответствии с правилами единого речевого режима школы. Тетради учащихся 5 класса проверяются ежедневно. Во всех рабочих тетрадях прослеживаются темы уроков. Объем домашних заданий соответствует норме для учащихся 5-х классов. Используется приём графического объяснения орфограмм. Учитель не пишет образцы правильного написания букв и соединений. Следует отметить малый объём классной работы, у отдельных учеников - низкий уровень каллиграфии.

^ Тетради по математике. Тетради по математике проверялись заместителем директора по УВР Алхутовой С.П. Тетради по математике в 5 «б» классе проверяются регулярно, они в хорошем состоянии. Объем классных и домашних работ выдержан. Наблюдается разнообразие видов работ: тесты, самостоятельные работы, работа над ошибками. Учителю следует обратить внимание на каллиграфию.

^ 7. Проверка дневников. Проверку дневников проводила зам. директора по УВР Алхутова С.П. Дневники учащихся класса в удовлетворительном состоянии состоянии, накопляемость оценок в дневниках хорошая. Текущие оценки классный руководитель выставляет регулярно, исправляет ошибки, росписи родителей присутствуют.

^ 8. Хронометраж домашнего задания.

Было обработано 14 анкет. 57% учащихся тратят на выполнение домашнего задания от 1 часа до 2 часов, что говорит об отсутствии перегрузки; 30% тратят от 2 до 3 часов; 13% учащихся тратят на выполнение домашнего задания от 3 до 4 часов, что свидетельствует о неправильной организации домашней работы и перегрузке учащихся. Все учащиеся выполняют домашнее задание регулярно.

^ 9. Анкетирование учащихся на выявление случаев дезадаптации среди пятиклассников.

С целью определения эмоционального состояния и отношения к учебным предметам педагогом-психологом Джилеевой Т.Г. проводилась диагностика по методике С.В. Левченко, которая состоит из вопросников: «Черты идеального учителя», «Отношение к учебным предметам», «Чувства в школе» и диагностика отношения к учителям – предметникам, работающим в классе, на основе ЦТО Эткинда. Для более полной картины процесса адаптации проводилось анкетирование родителей, велись беседы с учителями-предметниками.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что процесс адаптации, в основном, проходит в пределах нормы.

Психологический анализ уроков показал, что эмоциональная обстановка на уроках благоприятная. Учителя-предметники весьма доброжелательны по отношению к учащимся, поддерживают в случаях затруднений (задают наводящие вопросы, помогают вспомнить правило или определение). Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся путем подбора и дифференциации заданий, разнообразят виды деятельности, регулярно проводят физминутки.

Учащиеся на уроках активно работают, свободно высказывают свое мнение по любому вопросу. Отклоняющегося поведения (рассеянное внимание, навязчивые движения, вызывающее поведение, грубость) не выявлено.

Об эмоциональном благополучии большей части пятиклассников свидетельствуют и результаты диагностик «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»:

- 80% учащихся чувствуют себя в пятом классе спокойно, они уверены в себе, испытывают чувство симпатии к учителям – предметникам, у них ярко выражено желание учиться в пятом классе;

- 43,4% пятиклассников с интересом изучают все предметы;

- 55% респондентов равнодушны к нескольким предметам(3-4), а остальные предметы им интересны.

Результаты диагностики ЦТО Эткинда показали, что практически все учителя, работающие в классе, ассоциируются у пятиклассников со светлыми, теплыми, радостными цветами (желтый, оранжевый, розовый, красный). Таким образом, ожидания пятиклассников по отношению к учителям – предметникам, высказанные в вопроснике «Черты идеального учителя» ( Хорошо знает свой предмет; Считается с моими возможностями; Относится ко мне по– человечески; Дает работать самостоятельно) оправданы

Решение:


1.
Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, регулярно проводить физкультминутки. 2.
Учителю русского языка Очировой Э.Б. разнообразить формы и методы работы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала, компьютерное сопровождение уроков, посещать уроки опытных учителей в начальной школе.

3.
Педагогу-психологу и классному руководителю Королевой Н.Г., учителям-предметникам, продолжить наблюдение за процессом адаптации пятиклассников, своевременно оказывать им необходимую психологическую помощь.

4.
Учителям, работающим в 5 классе вести работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся.

5.
Учителям-предметникам продолжить работу по формированию устойчивых ЗУН у учащихся, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести работу по повышению уровня каллиграфии.

6.
Провести промежуточные и итоговые контрольные работы по русскому языку, математике в январе и апреле, проверку техники чтения в апреле месяце.

Справка

по итогам административного контроля по теме

„Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального образования – на основную”

Зам. директора по УВР Алхутова С.П.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5–6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе необходимо:

1) учитывать психологические особенности 10-12 летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которой ребёнок перешёл в 5 класс.

2) анализировать причины неуспешного адаптационного периода и пути коррекции трудностей адаптации школьника.

Свидетельством дезадаптации школьников к условиям обучения в 5–6 классах является снижение интереса к учению и успеваемости; появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

Помощь обучающимся в этот трудный период связана с серьёзной работой учителей, работающих с пятиклассниками.

Необходимо:

1) иметь чёткие представления о целях и результатах образования на начальной и основной

ступенях;

2) наметить преемственные связи в содержании и методах обучения последнего этапа обучения в

начальной школе (4-й класс) и первого этапа обучения в основной школе (5 класс);

3) знать специфику форм организации обучения, возможности развития учебного диалога, особенности стиля взаимодействия учителя и учащихся, учитывающего психологию общения младшего школьника.

Психологами доказано и мы это хорошо знаем, что наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения. Это фактор номер один, хотя существует более 40 факторов, влияющих на успеваемость. И поэтому, если мы хотим, чтобы большая часть учеников занималась на „4” и „5”, мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Нынешние пятиклассники в конце 4 класса читали выше нормы 5 учащихся, по норме – 3ученика, при норме чтения 85 – 95 слов в минуту. Качество чтения - 100 %. Если сравнивать эти результаты с результатами на начало года в 5 классе, то качество чтения снизилось до 75 %, при прежней норме чтения. При норме чтения в 85-95 слов на начало года, читают ниже этой нормы 2 ученика.(Филюков Алексей – 65 слов, Садаева Асет –65слов). Значит, эти учащиеся летом не подкрепляли навык чтения, навык частично утерян. По норме читают 3 учащихся (Баранова К.,Садаева М., Ким А.), выше нормы 3ученицы (Бережная Д, Бадмаева К., Бахарчиева М.) (учителя Санджиева О.В., Очирова Э.Б.).

И поэтому учителям предметникам необходимо включаться в процесс продолжения формирования навыка чтения.

Чтение – уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение – это и то, чему обучают школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, и следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, ему приходится иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой-либо информации.

Как же выйти на оптимальную скорость чтения, какие резервы обучения можно здесь использовать? А резервы у нас есть, да и потенциал класса позволяет. Это жужжащее чтение, используемое в школе В.А. Сухомлинского и до сих пор это метод общепризнан во многих школах, ежеурочные пятиминутки на любом уроке, заимствованный из школы Монголии. Подробно обо всех этих методах мы не раз говорили.

Преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т. е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относится:

1. изучение, знание „сквозных” тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;

2. понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем ) этапе обучения;

3. согласование программ и учебников смежных классов;

4. разработка единого курса русского языка с 1 по 9 класс;

5. пропедевтика в младших классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах.

6. согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащихся в области языка на разных этапах обучения.

Принцип преемственности обеспечивается и подготовкой учителя, его умением планировать и видеть конечный результат обучения. Отдельные из названных условий в настоящее время не соблюдаются в полной мере. Это, в частности, относится к так называемой „стыковке” программ и особенно учебников для начальной и основной школ. Занимаясь по разным программам и учебникам на разных этапах обучения, что приводит к многократным и часто неэффективным повторам одного и того же материала, „выпадению” каких-либо сведений из курса русского языка.

Таким образом, учителю основной школы необходимо самостоятельно „стыковывать” материал учебников, тщательно отбирать уже известные и новые для учащихся сведения. Однако представляется важным, чтобы и учитель начальных классов знал программу и учебники основной школы, по которым впоследствии будут учиться его ученики.

Проведены срезы знаний в течение четвёртого года обучения и на начало 5 класса. При сравнении результатов на начало года (5 класс) и конец года (4 класс) наблюдается стабильность числа справившихся по русскому языку 100%, качество знаний снизилось с71 до 38% . По математике наблюдается снижение качества знаний с 86% до 38%, и стабильность справившихся 100% (учителя Санджиева О.В., Менкенова Н.З., ).

Проверены дневники учащихся 5 класса с целью проверки умения оформлять дневники в соответствии с установленными требованиями, проверки объёма домашнего задания по дневникам, в соответствии объёма домашнего задания норме, внешний вид. В основном у учащихся сформирован навык ведения дневника. Из 8 учащихся 6 ведут аккуратно и правильно. Филюков Леша, Ким Артур пишут небрежно. Необходимо с детьми записать общее расписание уроков, список учителей, помочь заполнять расписание. Объём домашнего задания соответствует норме, но не соответствуют записи домашнего задания в дневниках и журнале, т. к. дети не записывают домашнее задание в дневник. Родителей контролируют успеваемость детей.

Классному руководителю Королёвой Н.Г. необходимо вести индивидуальную работу с учащимися по формированию культуры ведения дневника, учить аккуратности. Учителям, работающим в 5 классе отводить время на уроке на запись домашнего задания, контролировать его запись.

Учителям-предметникам выставлять оценки в дневник.

Проверены тетради по русскому языку. Из 8 сданных тетрадей, в 6 пишут аккуратно. У 2 письмо небрежное, искажается написание букв, соединений. Работа по исправлению и улучшению каллиграфии в рабочей тетради не ведётся. Учителю Очировой Э.Б. вести систематическую индивидуальную с учащимися по формированию правильных графических навыков, аккуратного письма, учить исправлять, зачёркивать неверно написанную букву, длинные записи, проверять

каждую работу, не допускать пропуска ошибок, проверять тщательно, выписывать образцы соединений букв систематически, регулярно проводить работу над ошибками учащихся.

Проверены тетради по математике. Сдано 8 тетрадей. Учитель систематически проверяет тетради, исправляет математические и грамматические ошибки, объём домашних заданий соблюдается. Необходимо требовать выполнение домашних заданий, не выполненных вовремя, проводить работу над ошибками, выписывать образцы цифр. Внешний вид тетрадей удовлетворительный(учитель Менкенова Н.З.).

Просмотрев дневники учащихся 5 класса, посетив уроки, стало ясно, почему многие дети не записывают домашнее задание в дневник. Так как, учителя-предметники не отводят время на уроке для записи домашнего задания, домашнее задание чаще даётся не на уроке, а после звонка. В начальных же классах учитель проверяет, как и что записали дети в дневник.

Вместе с тем, посещая уроки, стало возможным сделать вывод о том, что класс работоспособен, активен, нужно отметить повышение качества знаний учащихся по основным предметам. Так на конец 4 класса качество знаний по русскому языку возросло с 38% до 50% в первой четверти 5 класса, по математике осталось прежним с 50%, по чтению с 86% возросло до 100% по литературе , по природоведению возросло с 86% до 100%, по истории – 86%.

Это положительный момент, хотя сразу хочу предостеречь от завышения оценок. И настроить на личностно-ориентированный подход в обучении всех учащихся, не упустить учащихся со слабыми знаниями, чтобы не были забыты и психофизиологические особенности школьников, особенности памяти и внимания.

Хочется продолжить перечень критических и проблемных ситуаций, в которых оказываются дети, перешагнув порог средней школы. И они требуют особого внимания учителей.

Смена режима и ритма работы (увеличение количества часов в неделю, объём домашних заданий и т.д.).

Немало времени требуется на адаптацию детей в новых условиях (привыкнуть, перестроиться на новый стиль, темп, манеру ведения уроков разными учителями).

Несоответствие требований, учебников, введение новой терминологии, резкое увеличение устных предметов и объёма материала в них. Все эти проблемы сразу решить невозможно, но облегчить переход учащихся из начальной школы в основную можно и необходимо.

За год до перехода детей в среднюю школу необходимо провести несколько совместных заседаний МО учителей начальных классов и средней школы. на заседаниях обсудить все эти вопросы. Отработать единые требования к ведению тетрадей, оформлению работ, к знаниям правил и терминов. Учителя среднего звена должны рассказать о типичных ошибках детей, посоветовать на какие темы и разделы следует обратить особое внимание.

В течение этого подготовительного года полезно интенсивное взаимопосещение уроков.

Учителя средней школы знакомятся с классом, со стилем работы первого учителя, с программой, с возможностями каждого ученика. Учитель же начальных классов должен изучить стиль работы учителя среднего звена (пусть это будет другой класс), но манеры, темп, требования, методические приёмы – всё это можно увидеть и использовать в предстоящей работе. Например, постараться (постепенно, в течение года) ускорить темп ведения своих уроков.

Учителям средней школы дать пробные уроки в IV четверти, а также провести срезовые и проверочные работы, проверить совместно технику чтения, устроить конкурсы и викторины по своему предмету для того, чтобы дети заранее познакомились со своим будущем учителем по предмету, а учитель – с учениками.

В этом году учителю начальной школы Санджиевой О.В удалось посетить несколько уроков в 5 классе. Необходимо отметить, что учитель природоведения Королёва Н.Г. в течение ряда лет даёт открытые уроки и проводит внеклассные мероприятия в 4 классе.

Все перечисленные совместные действия, несомненно, принесут большую пользу. А главное – дети более спокойно и уверенно смогут преодолеть психологический барьер, который, к сожалению, возникает между начальным и средним звеном.

Доклад: «Взаимодействие классного руководителя и учителей- предметников»

Подготовила учитель начальных классов:

Санджиева Ольга Викторовна

В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий.

Переход из начальной в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы.

К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Это зависит от особенностями детей, их работоспособности, специфики познавательного развития, переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс.

В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Также обнаруживается несогласованность действий учителей начальных классов и учителей- предметников.

Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе более высокой ступени. Адаптация младших школьников в новых условиях жизни и деятельности на 2-ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в 5-ый класс.

А формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предметников.

1. Прежде всего следует установить систематические деловые контакты между учителем начальных классов и учителями-предметниками.

Подготовка учащихся к основной школе требует творческого содружества педагогов

2. Следует практиковать совещания по обмену опытом работы. Обращаться к проблеме «пятых классов» на педагогических совещаниях, заседаниях совместных мероприятиях учащихся начальных классов и пятиклассников

3. Немаловажно значение для осуществления преемственности имеет знание учителями младших классов программ и учебников 5 класса, а учителями-предметниками - соответствующих программ и учебников начальной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера - сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретных учеников конкретного класса.

Учителю начальных классов необходимо знать темы, которые вызывают наибольшие затруднения у пятиклассников.

Опережающее обучение - немаловажный фактор психологической подготовки к переходу на 2-ю ступень образования.

Задача учителей-предметников - обратить внимание учителей начальных классов на типичные ошибки, которые допускают учащиеся в 5 классе, назвать сложные темы и разделы программы.

4. Проведение родительских собраний с приглашением учителей- предметников.

Как проходит взаимодействие в нашей школе:

1.Посещение открытых уроков и мероприятий

2.Работая ассистентами на контрольных работах

З.Проведение конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЭМУ»

4.Организация спортивных соревнований, спортивных недель

6. Проведение уроков учителей_предметников в нач. классах.

Там, где соблюдается преемственность в работе учителей начальных классов и учителей-предметников, процесс формирования психологической готовности учащихся к школе идет более успешно. Эффективность этой работы во многом зависит от усилий администрации школы.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ В 4 -5 –Х КЛАССАХ.

1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.

2. Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе, преподавателям предметникам целесообразно в интересной для ребят манере представить будущие предметы, рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.

3. Завучу, учителям начальной школы готовить на каждого ученика 4-го класса развернутую характеристику, в которой нашли бы отражение личностные и характерологические особенности, интеллектуальные возможности, в том числе темп деятельности, мотивы учебной деятельности, интересы, самооценку, уровень притязаний. А также особенности семейной ситуации, положение в группе сверстников.

4. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.

5. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.

6. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. На первом этапе обучения в 5-м классе при организации взаимодействия преподавателям учитывать стиль общения педагога начальной школы, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

7. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше

использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).

8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Общая характеристика класса.

1. Формирование детского коллектива

В 4 классе человек – 7 девочек и 2 мальчика, калмыков-2, русских- 3, др. нац.- 4. Возрастной состав 9-12 лет. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Успевают на «4» и «5»: Бадмаева Кема, Баранова Катя, Бережная Дарья.

2. Анализ психофизического здоровья учащихся

Учащиеся ежегодно проходят медицинское обследование. Родители внимательно относятся к состоянию здоровья своих детей, своевременно сообщают о неблагоприятных изменениях в здоровье. Показатели в успеваемости в классе неплохие, т.к. в основном нет детей, страдающих тяжелыми заболеваниями.

3. Характеристика интересов класса

Дети подвижны, шустры, импульсивны, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием поют, танцуют, инсценируют сказки, сценки.

Можно отметить, что все дети с удовольствием выполняют поручения учителя: раздают тетради, поливают цветы, ответственно относятся к дежурству по классу.

4. Характеристика интеллектуальных умений класса

Дети с удовольствием работают с книгой, которая им интересна. Очень любят, когда на классном часе коллективное чтение. На уроках дети работоспособны, выполняют предложенные задания с удовольствием. Активны на уроках, ведут себя непосредственно. В то же время недостаточная подготовка к урокам Филюков А., Садаева А, (в силу того, что родители не могут ребенку оказать помощи при возникающих затруднениях в выполнении домашних заданий). 100% учащихся вовлечены во внешкольную деятельность с учетом их интересов. Дети посещают кружки, посещают спортивные секции .

5. Характеристика сформированности детского коллектива

Ребята в классе хорошо взаимодействуют друг с другом, возникающие трудности можно быстро преодолеть. В коллективе способным организатором могут стать Бадмаева Кема, Баранова Катя, Бережная Дарья, Садаева Мата. Возможно осуществление сотрудничества с другими классами, охотно вовлекается в совместную работу.

6. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоциональное состояние детского коллектива. Преобладает открытость во взаимоотношениях, чувство доброжелательности, сопереживания. Класс не конфликтный, иногда возникает чувство обиды на какие-то события, но после анализа ситуации обиды проходят. Успешно сотрудничают на уроках друг с другом.

7. Характеристика семей учащихся

Возраст родителей от 27 до 55 лет. Условия для проживания в семьях удовлетворительные. Отношение родителей к школе благоприятное, следят за успеваемостью детей. Взаимоотношения в семьях строятся на дружбе и помощи детям, контроле со стороны родителей, дети родителям доверяют. Ценностные ориентации семей – достаток в семье, дать детям образование, вырастить их хорошими людьми.

В классе создана обстановка, при которой каждый учащийся должен ощущать сопричастность к классным делам. Все ученики имеют поручения в классе как постоянные, так и временные.

Анализ воспитательной работы в 4 классе

Воспитательная работа была направлена на формирование у учащихся сознательного отношения к учебе, нравственно – этических качеств личности через взаимодействие семьи и школы.

Для выполнения этой цели проведены мероприятия, которые способствовали воспитанию нравственно–этических качеств личности.

Темы классных часов были запланированы по основным направлениям нравственного просвещения учащихся. («Скромный, не хвастает добрыми делами», «О бескорыстии и дружбе», «Любить Родину – значит быть ей полезным», «Соблюдай правила жизни в коллективе» и другие). Формированию нравственных качеств личности способствовали коллективные подвижные игры на свежем воздухе (игры народов мира, спортивные игры), соревнования творческих групп при проведении викторин, посещение болеющих одноклассников, работа в мастерской «Деда Мороза» (в конкурсе «Подарок Деду Морозу» Бережная Д. «Письмо Деду Морозу» написал Ким А), экскурсия г. Элиста (посещение музеев, церкви, хурула и т.д)

Экскурсии в природу, разучивание песен, стихотворений и танцев; оформление и выпуск стенгазет, составление композиций из природного материала воспитывало у детей эстетические качества, чувство меры..

Я проанализировала воспитательную работу за прошедший учебный год. Воспитать нравственные качества личности невозможно за один год, нужно время. Кому–то, чтобы стать добрым и отзывчивым, честным и справедливым, скромным и любящим Родину нужно сделать один шаг, а кому–то придется преодолеть долгий путь.

В 5 классе необходимо продолжить работу в этом направлении.



МКОУ «Кегультинская средняя общеобразовательная школа»                       План открытого урока природоведения в 5 классе   Тема обобщающего урока   «Как развивалась жизнь  на Земле»   Преемственность в начальной и средней  школе   Учитель природоведения Королёва Н.Г.                               2013 год

Тема педагогического совета:

 Проблема преемственности в изучении природоведения в начальной и средней школе.

Учитель природоведения -   Королёва Н.Г.       На уроке природоведения в 5 классе я применяю учебный  комплект к учебнику Н.И. Сонина и А.А. Плешакова «Природоведение. 5 класс» Тестовые задания.     Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления  знаний    учащихся 5 класса по курсу «Природоведение». Содержание тестов и порядок расположения тем соответствует авторской программе Н.И. Сонина и А.А. Плешакова.     В пособии включены задания 3-х типов: 1 тип – тестовые задания на выбор правильных и ошибочных утверждений (суждений) 2 тип – тестовые задания, имеющие один правильный ответ из четырёх предлагаемых. 3 тип - тестовые задания на соотнесение, узнавание и распределение.     Все задания относят к тестам закрытого типа.     Тесты помогают быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по всем разделам и курса. Увидеть проблемы в знаниях и вести индивидуальную работу не только со слабыми, но и сильными учащимися на опережение.     Задания определённых типов рекомендуются использовать на конкретных этапах урока и дифференцированно. Например, часть 1 на этапе урока «Актуализация опорных знаний», часть 4 теста на этапе «Закрепление». То есть тестовые задания на правильность суждений могут быть включены в структуру урока на этапе первичного контроля, сразу после объяснения темы нового материала. Тестовые задания по выбору, соотнесение и распределение эффективно работают как на этапе проверки домашнего задания, так и на этапе контроля при изучении темы. Тестовые задания даны в двух равнодушных вариантах по каждой теме. Инструкции по выполнению определённого типа тестовых заданий и оформлению ответов к ним приведены непосредственно перед каждой частью задания этого типа. Но, тесты не обеспечивают проверку всех видов формируемых умений и навыков, например, умение обосновывать ответ, а значит, не могут полностью заменить традиционную проверочную работу или устный опрос.     При планировании урока время на выполнение всего теста по теме определяется следующим образом: на одно тестовое задание часть 1 – 15-20 сек, а на оценку одного суждения в части 2- 30 сек. Если в тесте 3,4 части, то прибавляется 15-20 сек. за каждую проведённую в нём операцию. Например, если часть 1 содержит 10 тестовых заданий; часть 2 – 8 утверждений, задание 3 – 10 пар понятий, то общее время составляет 10 минут урочного времени. Оценка результативности : проценты верных ответов: 100 – 85% - «5»; 84 – 69 – «4»; 68-53 – «3»; 52 и меньше – «2».     Тестовые задания могут использовать учащиеся и при подготовке домашних работ.  Наибольшая эффективность достигается, если самоконтроль проводить регулярно в течение всего времени учёбы.     Учащиеся начальной школы имеют хорошо отработанные навыки работы с тестами. Большинство учеников выполняет задания на «4»-«5». Но есть проблемные ученики. Они в силу своих физиологических особенностей медленно читают. Необходимо больше уделять внимание чтению текста и пониманию смысла прочитанного, пересказу.                                                                    План работы по преемственности  «Окружающий мир и природоведение» Учитель природоведения  Королёва Н.Г.

 

 

сроки класс мероприятие

1

январь-март

  4

 Посещение уроков «Окружающий мир»

2

II четверть

 

Выступление

Круглый стол  по теме: «Проблема преемственности в изучении природоведения в начальной и средней школе».

 

3

январь

4

Проведение открытого урока по природоведению по теме «Земля – планета солнечной системы»

4

 ноябрь

 

Знакомство с портфолио учащихся 4 класса, выявление одарённых детей

5

 апрель

    9 – 5 – 4

 Проведение праздника «Земля – наш дом»