МКОУ "Кегультинская СОШ имени М.А.Сельгикова"

Версия для слабовидящих

Заседание педагогического совета от 07.11.2013г

24 декабря 2013 г.

7 ноября 2013 года состоялось заседание педагогического совета об организации деятельности педколлектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Были рассмотрены причины правонарушений среди несовершеннолетних, а также организация воспитательной работы с подростками во внеурочное время.

Выступили зам.директора по УВР Монтаева Е.Г., социальный педагог Джилеева Т.Г., классный руководитель 11 класса Ярмова Н.С.

Протокол № 2

заседания педагогического совета от 07.11.2013 год.

Повестка дня

1.“Организация деятельности педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних”- доклад зам. директора по ВР Монтаевой Е.Г.

2. “Причины правонарушении среди несовершеннолетних”- выступление социального педагога Джилеевой Т.Г.

3. “Организация воспитательной работы с подростками во внеурочное время”- выступление классного руководителя 11 класса Ярмовой Н.С.

По первому вопросу выступила зам. директора по В.Р Монтаева Е.Г. с докладом по теме:

“Организация деятельности педагогического коллектива школы по профилактике

правонарушений среди несовершеннолетних” . В докладе говорилось, что

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в нашем обществе особенно остро. Сегодня каждое 11-е преступление совершает подросток. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией репродуктивной системы, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью последнего десятилетия является рост числа социально-обусловленных заболеваний среди подростков (токсикомания, табакокурение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, туберкулез). Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних стала сегодня главным, самым приоритетным направлением в деятельности государственных структур и общественных институтов по борьбе с преступностью. Одна из самых главных задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

1. Процессы, происходящие в обществе:

– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

– безработица (явная и скрытая);

– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;

– доступность табака, алкоголя, наркотиков.

2. Состояние семьи, ее атмосфера:

– неполная семья;

– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

– низкий социально-культурный уровень родителей;

– отсутствие семейных традиций;

– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

– отрицание самоценности ребенка;

– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);

– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками.

– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

3. Факторы риска, идущие от организации внутришкольной жизни:

-несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания;

-плохая материальная обеспеченность школы;

- отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка;

- неудовлетворительная организация внеклассной работы;

-отсутствие детских организаций в школе.

К внутренним факторам риска относятся:

-ощущение ребенком собственной ненужности,

-низкая самооценка,

-неуверенность в себе,

-недостаточный самоконтроль и самодисциплина,

-незнание и неприятие социальных норм и ценностей,

-неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях,

-неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.

Педагогика, в том числе и социальная, необходима, чтобы изучить причины, источники, обусловливающие появление «трудных детей» , правонарушения среди несовершеннолетних, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности.

Какова же личность учащихся правонарушителей? К ним, прежде всего, следует отнести:

1. детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, техникумах, профтехучилищах и других учебных заведениях, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;

2. трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;

3. несовершеннолетних, условно направленных или возвратившихся из спецшкол и спецпрофтехучилищ;

4. подростков, возвратившихся из мест заключения, осужденных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно осужденных и переданных на перевоспитание общественности;

5. осужденных учащихся, в отношении которых судами применена отсрочка исполнения приговора;

6. безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

Педагоги в школе работают только со второй категорией несовершеннолетних. Чтобы профилактические меры достигали поставленную цель, нужно использовать эффективную систему методов и средств воздействия на личность правонарушителя. Сейчас в школе никто не стоит на внутришкольном учете в течение трех лет.

В основе преступного поведения учащихся четко прослеживается отрицательная значимость таких признаков, характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень учащихся - правонарушителей.

Признаками проблемных детей могут являться:

Уклонение от учебы

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

Низкая общественно-трудовая активность

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

Негативные проявления

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;

– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

Негативизм в оценке действительности

Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым

– грубость;

– драки;

– прогулы;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

– избиение слабых, младших;

– вымогательство;

– жестокое отношение к животным;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

Отношение к воспитательным мероприятиям

– равнодушное;

– скептическое;

– негативное;

– ожесточенное.

Отмечается устойчивое отставание в образовательном и культурном уровне правонарушителей от своих сверстников. Несоответствие образовательного и культурного уровней возрасту учащегося, что обычно связано с нежеланием учиться, обусловливает неразвитость интересов и утилитарность потребностей учащихся. Положение усугубляется еще и тем, что несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов, нередко трактуют ее ошибочно, стремясь найти в ней лишь то, что в какой-то мере может оправдать их поведение и укрепить статус в неформальных группах микроокружения. Постепенно отрываясь от учебного коллектива, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов. Таких детей, попавших под влияние антиобщественных элементов, склонных к правонарушениям, относят к “группе риска”

Анализируя склонности к преступному поведению, прослеживается значимость недостатков, упущений семейного воспитания и такие факторы, как распад семьи, потеря подростком одного или двух родителей, если это не компенсируется своевременной помощью в общественном воспитании.

(доклад прилагается)

По второму вопросу выступила социальный педагог Джилеева Т.Г. с докладом на тему: «Причины правонарушений среди несовершеннолетних»

В своем выступлении Джилеева сказала о том, что преступность - понятие социальное.

На протяжении ряда столетий люди пытались определить истоки преступлений. Существовало множество теорий по объяснению данной проблемы. Так, например, в средние века преступление рассматривалось как дело рук ведьм-людей. В середине XIX века появилась биологическая теория преступности, сформулированная итальянским врачом-психиатром Ч. Ломброзом в книге "Преступный человек" (1876), где он заложил основы антропологической школы уголовного права. Ч. Ломброзо утверждал, что преступность вечна, а преступление - такое же биологическое явление, как рождение или смерть. Он развил теорию врожденного преступника, характеризовавшегося особыми физическими и психическими чертами.

Существовала и так называемая социологическая теория преступности, которая получила распространение в Северной Америке. Отрицая наличие "врожденного преступника", представители социологической школы признавали, что некоторые люди по своей психологической структуре предрасположены к совершению преступления.

В настоящее время не только российские криминологи, но и криминологи всего мира отвергли идею о врожденном характере преступного поведения человека. Преступность - социальное понятие, и биологического компонента в нем нет. Преступность - явление социальное прежде всего не потому, что она - совокупность преступлений, совершаемых в социальной среде, а потому, что своими истоками, причинами или условиями исходит из социальных условий жизни общества.

Причины правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Вспомним, что преступление - крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом.

Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Но мгновенного падения в моральные пропасти не бывает. А Бестужев в одном из своих писем писал: "В беду попадают как в пропасть, вдруг, в преступление сходят по ступеням..." Поэтому важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.

n Семейное неблагополучие.

Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Если попытаться квалифицировать семьи "трудных" подростков с точки зрения негативного влияния старших на личность и поведение несовершеннолетних, то можно выделить три группы неблагополучных семей.

Первая группа характеризуется остроконфликтными взаимоотношениями между всеми ее членами и низкой общественностью родителей как в сфере рабочего, так и в сфере свободного времени. Недобросовестное отношение к работе, бытовая распущенность, пьянство, постоянные скандалы приводят эти семьи к распаду, как фактическому, так и условному.

Ко второй группе можно отнести семьи, отличающиеся внешней благопристойностью внутрисемейных отношений и довольно высокой деловой активностью родителей. Однако их повседневная семейная жизнь бывает неупорядочена из-за служебной или личной занятости, из-за безразличия супругов друг к другу и детям. Дети в подобных семьях испытывают острый дефицит родительской любви, ласки, внимания.

Для третьей группы семей типична низкая общественная направленность личности супругов при положительных отношениях между ними. В таких семьях родители, нередко ответственно относясь к учебе своих детей, их материальному обеспечению, безразличны к остальным сферам их жизнедеятельности.

В выступлении также указаны данные социологических опросов.

По третьему вопросу выступила Ярмова Н.С. кл. руководитель 11 класса. В выступлении она сказала об организации воспитательной работы во внеурочное время. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

В докладе указаны работы спортивных секции, кружков в нашей школе. Указаны также цели и задачи.

Прослушав доклад, выступления, принимается решение. Данное решение ставится на голосование и принимается единогласно.

РЕШЕНИЕ:

1. Заместителю директора по воспитательной работе Монтаевой Е.Г. активизировать лекционно-пропагандистскую и правовую работу.

2. Социальному педагогу Джилеевой Т.Г.. вести систематическую работу по профилактике правонарушении.

3. Классным руководителям неукоснительно осуществлять
выполнение Закона РФ «Об образовании», контролировать посещение
учащимися учебных занятий; усилить контроль за своевременным выявлением несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.

4. Классным руководителям и руководителям детских объединений активнее вовлекать учащихся с девиантным поведением в кружки, спортивные секции и культурно-массовые мероприятия.

5. Классным руководителям, социальному педагогу совместно с администрацией усилить работу с семьями, находящимися в социально опасном положении.

6. Результаты проведенной профилактической работы по беспризорности, безнадзорности, правонарушений, алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних обсудить на заседании МО классных руководителей (май 2014 года).