МКОУ "Кегультинская СОШ имени М.А.Сельгикова"

Версия для слабовидящих

Программа по профилактике суицида

14 марта 2014 г.
Программа  МКОУ «Кегультинская СОШ» по профилактике суицида среди детей подросткового возраста «Поверь в себя»   на 2013 – 2014 годы

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены. По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств  среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире.   Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходящие в этом возрасте изменения тела подростка сопровождаются субъективными и объективными трудностями. Изменения, происходящие в образе тела, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем, как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, стеснительности, застенчивости. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста. Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "Я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками.  Общаясь со сверстниками, они активно осваивают нормы, цели, социальное поведение. Появляются стремления, с одной стороны, быть такими же, как все, с другой - желание выделится, отличится. В подростковом возрасте появляется страстное желание иметь верного близкого друга, которое существует с лихорадочной сменой приятелей. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению с взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений прямо сказывается на развитии его личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей формирования личности подростка. Сухомлинский В.А. обобщает главные личностные черты, по его мнению, этими главными личностными чертами подростка являются следующие: 1.      Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой. 2.      Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. 3.      Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться. 4.      У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. 5.      Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность. 6.      В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью. И.С. Кон считает, что самая распространенная трудность общения подростков и молодых людей - это застенчивость. Кон утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами.    

2.      ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа предназначена для организации профилактической  работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся подросткового возраста.

Цель настоящей программы в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  4. Создание системы педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы так и в период трудной жизненной ситуации.
  5. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Работа с учащимися, ставшими на путь социальной дезадаптации.
  2. Работа с учащимися, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
  3. Работа с неблагополучными семьями.
  4. Работа с педагогическим коллективом.
                 1 этап: ·   Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. ·  Выявление семьей, попавшие в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние ·  Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. 2 этап: На данном этапе при работе с учащимися рекомендуется использование с помощью анкеты для  выявления причин и проявлений застенчивости (Стэнфордский опросник), теста оценки уровня школьной тревожности Филлипса, методики изучения самооценки личности, и теста «Оценка уровня общительности» ( В.Ф. Ряховского).  Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Тест – опросник родительского отношения ориентирован на выявление характера детско-родительских отношений, стиля воспитания. 3 этап: Обработка полученных результатов и составление плана  работы по снижению неблагоприятных факторов. 1. К качествам, снижающим способность к установлению и развитию межличностных отношений, обуславливающий высокий уровень депрессивных и тревожных переживаний относится застенчивость.   В результате обработки анкеты "Свойственна ли Вам застенчивость?"  получены следующие результаты.  На вопрос «Считаете ли вы себя застенчивым?»  16 учащихся дали отрицательный ответ, но  на дополнительный вопрос «Был  ли в вашей жизни период, когда вы чувствовали себя  застенчивым?» из всех учащихся, которые считают себя незастенчивыми: признались, что было такое время или ситуация в их жизни, когда они были застенчивыми, лишь  девочек и  мальчиков дали отрицательный ответ, то есть 5учащихся считают себя незастенчивыми. При ответе на вопрос «Как часто вы испытываете застенчивость?» - 40%  учащихся ответили, что испытывают застенчивость часто, почти через день. Отвечая на вопрос  5 анкеты, девочки и мальчики по-разному оценивают свою застенчивость по отношению к людям своего круга. Большинство мальчиков считают, что застенчивы, как и все остальные люди своего круга. При этом схожее мнение имеют только; 60 % девочек  думают, что они более застенчивы по сравнению с другими. При этом только 13 %  мальчиков думают аналогично.  В качестве основных реакций у детей были выделены: сильное сердцебиение, учащение пульса, дрожание рук, сухие губы, внутренняя дрожь и усталость, что говорит о том, что некоторые  испытывают более сильный стресс. Согласно  6 и 7 вопросам анкеты нужно было оценить силу застенчивости, было выяснено, что людьми чаще владеет легкое или среднее  смущение. Результаты показали, что у большинства не всегда получается это скрывать.  Застенчивость проявляется в таких действиях как молчание, избежание, что-либо делать, неспособность смотреть в глаза. Также существуют ситуации и виды деятельности, вызывающие застенчивость. Для мальчиков это ситуации общения наедине с представителем другого пола, а для девочек, когда их оценивают. В качестве основных мыслей характерных для переживания застенчивости у девочек чаще вызываются мысли о том: "как меня оценивают другие", "какое я произвожу впечатление", негативные мысли о себе и о своем поведении. Наиболее частыми причинами, вызывающими застенчивость являются: 1) общение с представителями другого пола; 2) ситуации, в которых занимают приниженное положение; 3) опасение негативной оценки со стороны других людей; 4) действия, направленные на отстаивание своих прав; 2) ситуации, когда  сравнивают с другими; 3) ситуации, в которых требуется показать себя; 5) страх быть отвергнутым;  6) недостаточная уверенность в себе;   Типы людей, вызывающие застенчивость у подростков: для девочек это незнакомцы и группа представителей другого пола, а для мальчиков это авторитетные лица и так же незнакомцы. В ходе исследования была выделена категория людей, которые, по мнению учащихся, считают их застенчивыми – это одноклассники, родители,  Обнаружилось различие в выделении этих групп среди девочек и мальчиков. По мнению девочек чаще всего их считают застенчивыми их друг или подруга. А мальчики указали, что таким человеком является их мать. У мальчиков застенчивость вызывают авторитетные лица, в то время как у девочек застенчивость вызывают представители другого пола. Однако 80 % учащихся считают преодоление застенчивости возможным. На последний вопрос анкеты большинство подростков ответили,  что готовы избавиться от застенчивости.   2.Результаты  теста школьной тревожности Филлипса. С помощью данного теста мы определи, что уровень общей тревожности у девочек выше чем, у мальчиков. В факторе «Переживание социального стресса» количество девочек с повышенной и высокой тревожностью на 3% больше, чем мальчиков. Это обуславливается тем, что девочки более эмоциональны и  эмпативны, они не только лучше выражают свои эмоции, но и восприимчивы к чувствам и оценкам других, которые им небезразличны, то есть подвержены социальному давлению. В шкале «Фрустрация  потребности в достижении успеха» видно, что мальчики в данном случае испытывают большую тревожность. На этом возрастном этапе для мальчиков очень важно самоутверждение Учащихся испытывают страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Как мы видим уровень показателя высокой тревожности  по значимым для данного исследования  показателям у мальчиков значительно ниже, чем у девочек, самосознание которых, центрированно на производимом впечатлении и на социальных оценках. Они обладают меньшей экстравертированностью, меньшим контролем над своим поведением в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими. 3.Самооценка относится к центральным образованиям лично­сти, к ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она — регулятор поведения и деятельности. Следует, одна­ко, помнить: самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и меж­личностного взаимодействия. Общество в значительной степени влияет на фор­мирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе — наибо­лее позднее образование в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место. Самооценка прямо связана с про­цессом социальной адаптации и дезадаптации личности.  Анализ результатов:  19 учащихся имеют адекватную самооценку. Фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией оценок и социальных реакций других людей, а также с позицией, выбираемой человеком в системе общественных и межличностных отношений.  Адекватная самооценка способствует достижению внутренней согласованности. У 2 учащихся - завышенная самооценка. В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образа реального "Я" с образом идеального "Я". Респонденты имеющие завышенную неадекватную самооценку не находят большой разницы между  характеристиками идеальности  и реальностью своих достижений. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку, даже если идеальный образ не отличается объемом и когнитивной сложностью. У 7 детей - заниженная самооценка. У ребенка с детства формируется идеальный образ "Я" (Я идеал) через наблюдения за родителями и другими любимыми и вызывающими восхищение людьми. И он всегда присутствует вместе с ребенком. Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотивацией и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей. Внутренняя противоречивость и искаженность представления о себе могут порождать у человека страдания, чувство вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Застенчивый человек страдает низкой самооценкой и самоуважением, он превращает себя в объект самонаблюдения и самоанализа. То есть люди  данной категории рефлексируют разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений. Чем больше дистанция между реальным "Я" и "Я - идеальным", тем больше ребенок будет переживать застенчивость, как только потерпит неудачу в попытке соответствовать "идеальному Я". И, конечно же, чем сильнее ребенок хочет жить в согласно «идеальному Я», тем уязвимее он становится для неудачи и, как следствие, крайней застенчивости. 4.Тест Т.Ф.Ряховского дает возможность определить уровень коммуникабельности человека,  основан на самооценке изучаемым индивидом собственных состояний, характерных способов действия в определенных ситуациях. Коммуникативная компетентность (умение общаться) - значимое качество любого человека, которое обеспечивается наличием таких психологических характеристик, как уверенность в себе, выраженность эмпатической тенденции, чувствительность к отвержению, способность к восприятию социальной поддержки. Анализируя уровни общительности, интересующие нас в рамках  данной  работе, было выявлено: 30%учащихся  явно некоммуникабельны, и от этого  больше всего страдают они сами. Застенчивость блокирует развитие субъектных качеств личности, как эмпатия, аффилиация и чувствительность к отвержению и сопровождается негативным функциональным состоянием. Одинаковое количество  мальчиков и девочек 10% замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество, поэтому у них, скорее всего, мало друзей. Новое занятие или необходимость новых контактов если и не ввергают их в панику, то надолго выводят из равновесия. Они знают эту особенность своего характера и бывают недовольны собой.  Остальные учащиеся  в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. И все же с новыми людьми сходится с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. Таким образом, подростки, относящиеся к данным категориям отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей.  У этих людей наблюдается нежелание вступать в беседу, затруднителен или даже невозможен контакт глаз, избегание людей, непроявление инициативы, что характерно для застенчивых людей. Они обладают меньшей экстравертированностью, меньшим контролем над своим поведением в ситуациях социального взаимодействия и более озабочены взаимоотношениями с окружающими. Застенчивость в данном случае обусловлена интроверсией, неуверенностью в себе, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов    Таким образом, характеризуя исследование в целом, можно сделать вывод, что у респондентов часто встречается самосознание, центрированное на производимом впечатлении и на социальных оценках. Это позволило описать их психологический портрет: часто погружены в себя, не общительны. Им легче общаться с младшими по возрасту, чем со старшими и более компетентными людьми. Испытывают трудности в общении, особенно с лицами противоположного пола. Они склонны к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации по пассивно-оборонительному типу. Мучительно переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания группы людей или когда их оценивают. Характеризуются беспокойством и мнительностью. Нерешительны, недостаточно настойчивы в достижении цели, им трудно принимать решение. С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о  суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи, оказавшемуся в беде другу или знакомому.  Анализ анкет детско-родительских отношений. Нами было опрошены  25 семей и получены следующие результаты 1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмо­циональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шка­лы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель ува­жает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стре­мится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его ин­тересы и планы. Такой тип воспитания, согласно ответам,  преобладает в 10 семьях.  На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основ­ном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. 2. Тип «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения отмечен в 7 семьях. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и твор­ческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в об­щении с ребенком. Данный тип воспитания у 6 участников опроса.  При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребно­сти, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель посто­янно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле роди­тель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности. 4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направ­ление контроля за поведением ребенка. Элементы этого типа проявляются в 2 семьях. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авто­ритаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ре­бенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальны­ми достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства. 5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным воз­растом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособлен­ным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не до­веряет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жиз­ни и строго контролировать его действия. Как мы видим по результатам  нашего опроса – критических ситуаций нет. В  целях профилактики можно провести беседы по просвещению родителей. Нами предложены темы об особенностях подросткового возраста, проведена  работа по коррекции взаимоотношений в семье. Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

  4 этап:

Задачи   на данном этапе: ·   Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблемразрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. ·   Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. ·   Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  • Классные часы, круглые столы, стендовая информация
Задачи педагога по работе  с взрослыми: ·    Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями. ·    Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации. · С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

4. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье

 

 

 

 

 

 

5. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

 

  Программа по профилактике суицида среди детей подросткового возраста.
Содержание работы Ответственный
1 этап Подготовительный (сентябрь 2013 г)

1

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации

соц. Педагог

ЗД по ВР

Кл.рук.

2

Составление базы данных по социально неблагополучным семьям

соц. педагог

2 этап Диагностический (октябрь – декабрь 2013 г)
Работа с учащимися

1

Тест школьной тревожности Филлипса

Социальный педагог

2

Стэнфордский опросник застенчивости

Социальный педагог

3

Изучение самооценки

Социальный педагог

4

Оценка уровня общительности (В.Ф.Ряховского)

Социальный педагог

Работа с родителями

1

Тест- опросник родительского отношения

Социальный педагог

3 этап Обработка результатов ( 2014 г)

1

Анализ результатов исследования

Социальный педагог

4 этап Коррекционный (2014  год)
Работа с учащимися

1

 Классные  часы:

 Занятие 1. «Грамматика общения»

Занятие 2. «Обращение»

Занятие 3. Урок любви и добра

ЗД по ВР

соц. педагог

кл. руководители

Работа с педагогами

1

Занятие для определения барьеров общения

ЗД по ВР,

Работа с родителями

1

Родительский лекторий:

«Типы воспитания»

«Коррекция семейных отношений в родительских группах»

«Им уже  13! Будем вместе с ними»

ЗД по ВР,

соц.педагог,

кл. руководители

 

4

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями группы риска

соц. педагог

ЗД по ВР